Психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

Клинико-педагогическая характеристика детей с минимальными дизартрическими расстройствами научная конференция издательства "Молодой ученый" - тема научной статьи по направлению Общая педагогика, читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке Библиографическое описание: Гарева Пермь, январь 2013 г. — Пермь: Меркурий, 2013. Дизартрия — это нарушения произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Клиническая картина дизартрии сложна. Основными её проявлениями являются нарушения звукопроизношения, голосообразования, а также нарушения ритма, темпа интонации. Состояние неречевых функций у детей со стёртой дизартрией характеризуется качественным своеобразием. Это проявляется в специфических особенностях ВПФ, моторной сферы и личностном развитии детей. Данные нарушения были подробно исследованы Авторы отмечают, что дизартрия возникает вследствие патологии пренатального, натального и постнатального периода развития. Среди причин пренатального периода отмечается токсикоз беременности, острые и хронические инфекции, интоксикации, кислородная недостаточность. Психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией натального периода являются затяжные или стремительные роды, резус — конфликт, асфиксия, слабость родовой деятельности. В постнатальный период развития у детей с дизартрией выявляется нарушение сна, беспокойство, слабость крика, повышенное утомление, вялость акта сосания. У детей раннего возраста могут возникать такие заболевания, как менингиты, менингоэнцефалиты, травматические нарушения, нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы. Безусловно, вышеперечисленные особенности отрицательно сказываются на психическом и речевом развитии ребёнка. Психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией установила, что в раннем возрасте дети со стёртой дизартрией отстают от своих сверстников по психофизическим показателям. Автором было замечено, что «У 44 % детей отмечалась задержка в развитии зубов; психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией % детей начинали ходить после 1,5—5 лет. Задержка в развитии речи обнаружилась у 92 % детей. Первые слова появлялись у большинства детей в возрасте двух — четырёх лет, элементарная фразовая речь к четырём — шести годам». Мартынова обнаружила, что в физическом статусе этих детей имеется соматическая ослабленность, истощение, бледность или покраснение кожных покровов. У детей с дизартрией уже в раннем возрасте может отмечаться рахит, диспластичность в строении скелета, экссудативный диатез, хронический тонзиллит. Дыхание у таких детей короткое, поверхностное, воздушная струя используется неэкономно. Киселёва отмечает тот факт, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами наблюдается не резко выраженная неврологическая симптоматика. Для неё характерны признаки: наличие кифосколиоза, лицевые ассиметрии, ассиметрии глазных щелей, лопаток, наличие невусов, ангиом. По мнению автора, эти неврологические симптомы свидетельствуют о «вовлечении в функциональную дезавтономию каудальных отделов ствола головного мозга». Лопатиной отмечается, что у детей со стёртой дизартрией основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с органическим поражением лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Автором было установлено, что при поражении подъязычного нерва ограничиваются движения языка в сторону, вверх, вперёд. Отмечается слабость одной половины языка, чрезмерное напряжение спинки языка, нарастающее утомление мышц, нарушение координации, отклонение языка в сторону при высовывании, парез и атрофия одной половины языка, фибриллярное его подёргивание. Это можно заметить, если предложить ребёнку в течение 20 секунд пощёлкать языком, а затем положить кончик языка на нижнюю губу. При этом кончик языка начнёт синеть психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией отклоняться в сторону. При поражении лицевого нерва дети начинают выполнять движения не в полном объёме, при наличии синкинезий, имеется сглаженность носогубных складок, слабость надувания щёк. Поражение блуждающего и языкоглоточного нервов проявляется в попёрхивании, в глухом психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией с носовым оттенком, вялом сокращении мягкого нёба во время речи, понижении глоточного рефлекса и отклонении языка в сторону. Из-за патологии тройничного нерва у детей можно наблюдать следующие симптомы: движения органов артикуляции приблизительные, имеется сикинезии. Из-за этого дети часто попёрхиваются, имеются трудности в глотании и жевании пищи, в психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией слов. Лопатина обозначила всю неврологическую симптоматику у детей с дизартрией, как «пирамидную недостаточность». Мартыновой у 82 % детей со стёртой дизартрией выявлены: 1 повышение психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией надкостничных рефлексов 82 % психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией ; 2 патологические рефлексы Бабинского и Пессепа 74 % детей ; 3 рефлексы орального автоматизма 44 % детей ; 4 нарушения походки 76 % детей 5 парезы рук и ног 60 % детей. Лопатиной, данные моторные трудности возникают из — за: 1 несовершенства руброспинального психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией регуляции движений гипотанические расстройства ; 2 недостаточности работы талламо-паллидарного уровня гиподинамические расстройства ; 3 недостаточности деятельности пирамидно-стриального уровня нарушение координации, точности движений ; 4 недостаточности деятельности кортикального теменно-премоторного уровня диспраксия. Похожая статья: Следует отметить особенности ВПФ у детей со стёртой дизартрией. Важные данные были получены в исследовании Она отмечала, что при обследовании зрительного гнозиса у детей со стёртой дизартрией обнаруживается сужение объёма восприятия. А при обследовании оптико-пространственного гнозиса у детей проявляются изменения стратегии восприятия, а также зеркальность при выполнении проб. Неоднократно в работах Мартыновой отмечается, что для детей с дизартрией характерны вегетативные нарушения. Они часто проявляются в виде посинения, потливости, похолодания конечностей. Мартынова выявила тот факт, что для большинства детей со стёртой дизартрией характерно снижение работоспособности. Это проявляется в том, что дети с данной речевой патологией в начале занятия являются более активными, внимательными, чем в конце. Автор провела диагностику особенностей восприятия, памяти, мышления по тестам Бинэ и Декедра. На этом обследовании дети давали неточные ответы. Исследователем было обнаружено снижение объёма слухоречевой памяти, замедление мыслительных процессов, недостаточность восприятия предъявляемого объекта. Мартынова исследовала у детей со стёртой дизартрией и особенности памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы. Так, нарушение памяти проявлялось в снижении объёма запоминания речевого материала и быстром его забывании. Особенности внимания у детей с дизартрией проявляются в чрезмерной отвлекаемости ребёнка, в неумении сосредоточится на одном роде деятельности. Эмоционально-волевые расстройства проявляются в виде быстрой истощаемости нервной системы, эмоциональной возбудимости. В дошкольном и школьном возрасте такие дети склонны к раздражительности, плаксивости, частой смене настроения. Истощаемость этих детей ярко проявляется при любой интеллектуальной нагрузке. Мартынова «У детей имеется повышенная раздражительность, настойчивость, негативизм; по малейшему поводу у этих детей возникали вспышки аффекта. Дети били и кусали окружающих, щипали, грубили, лгали». Все выше перечисленные психологические особенности детей с дизартрией существенно затрудняют процесс их обучения. Следовательно, для коррекции дизартрии необходим комплексный подход с участием врачей, логопедов, психологов и педагогов. Из изложенного материала можно сделать выводы: У детей со стёртой дизартрией имеется органический неврологический фон, но все неврологические симптомы нарушение функций лицевого, языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного нервов выражены в лёгкой форме Проявление неврологической симптоматики оказывает неблагоприятное воздействие на речь и моторную сферу ребёнка. Органическая природа дефекта при минимальных дизартрических расстройствах сказывается на становлении познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы. Похожая статья: Литература: Винарская Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: Автореф. Двигательная активность и развитие функций мозга. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. Основные формы расстройств речи у психолого педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией дислалии и дизартрии в сравнительном подходе с позиции комплексного подхода — Похожие статьи © 2008—2016, Издательство «Молодой учёный» Электронная почта: Телефон: +7 499 653-70-87, 8-800-555-1487.

Похожие документы
Карта сайта
Характеристика на награждение начальника отдела кадров
383 автобус расписание химки
Техномастер харьков каталог товаров

Комментарии